Поиск

Путешествие за Полярный круг

Маршрут «Якутск-Ленские столбы-Тикси-Якутск»

1-й день – Якутск, 23 июля 2020 г.

Мы прилетели в Якутск из Новосибирска рано утром. Время перелета – почти 4 часа.  Сразу был трансфер на теплоход «Михаил Светлов»  (прямо «Бриллиантовая рука»), который стоял в порту в Якутске. Разместились в каютах, позавтракали, пообедали и вечером в 19.00 отчалили. Можно было поехать в город, но поскольку я много раз была в Якутске, никуда не пошла. Да и короновирус свирепствовал в Якутии.
Пошли на юг вверх по течению до Ленских столбов.

2-й день - Ленские столбы

В середине дня мы прибыли на стоянку «Ленские столбы», национальный парк России, объект всемирного наследия ЮНЕСКО: https://www.russiadiscovery.ru/news/lenskie_stolby/. Это вертикальные зубчатые скалы высотой до 220 м над уровнем реки. Протяженность – порядка 50 км.
Мы поднялись наверх (довольно долго,  мне было трудно с моей больной ногой). А сверху открылись великолепные виды на Лену. Дух захватывает от мощи, красоты и абсолютной нетронутости природы!
В 20:00 – отход теплохода. Пошли обратно – вниз по течению. Теперь путь на Север.
В 21:00 –  капитанский коктейль на верхней палубе и приветственный концерт группы сопровождения. Но это не самодеятельность, а настоящие артисты: солистка оперного театра (заслуженная артистка), скрипачка (лауреат международных конкурсов),  певец и хомусист (супер-спец по игре на национальном инструменте – хомусе и горловому пению и просто пению), танцор (народный артист республики), который великолепно танцует национальные якутские и всякие другие танцы, по совместительству «шаман» и др. Была даже многократная чемпионка Европы и серебряный призер мира по какому-то восточному единоборству. Она каждое утро проводила утреннюю гимнастику  и днем давала уроки по своему единоборству.

3-й день - Бизонарий

Утром прибыли на стоянку Баутома. Это турбаза, недалеко от которой находится бизонарий. Туда мы и отправились смотреть лесных бизонов. Это заповедник, где живут лесные бизоны. Они вымерли на территории Якутии вместе с мамонтами, но в 2006 году из Канады сюда привезли 30 бизонов. Это была совместная международная программа по возвращению бизонов на их историческую родину. Было доказано, что канадские лесные бизоны родом из Якутии. Вот их сюда и привезли, и они с большим удовольствием здесь живут и плодятся. Теперь есть 2 места на земле, где живут бизоны (Канада и Якутия), и в случае катаклизма где-нибудь уж сохранятся.
Бизоны огромные и прекрасно выглядят: чистые, блестящие и довольные.
В середине дня мы погрузились на теплоход и пошли дальше.

4-й день – Путь на север

Стоянок не было, но свободного времени тоже. Я брала две книги и не открыла ни одной. Все время, когда мы были не на берегу, а на теплоходе, нас развлекали: кино, лекции о Якутии, мастер-классы по народному якутскому рукоделию, игре на хомусе и др., экскурсии в машинное отделение, в капитанскую рубку и т.д. Все очень интересно. Ну а вечером обязательно в музыкальном салоне выступление артистов.

5-й день – Полярный круг

Рано утром пересекли Полярный круг!
Прибыли в поселок Жиганск  (примерно 600 км от Якутска) – первый населенный пункт на нашем пути.  Там было посещение краеведческого музея, православного  храма  (экскурсия была интересная, замечательный экскурсовод, интересно рассказывала), фольклорный концерт силами местной самодеятельности. В поселке живут, в основном, эвенки и якуты. Примерно 3500 жителей.
Купили у местных морошки – красивая, ярко оранжевая, по вкусу похожа на облепиху. Замерзли – уже стало холодно. В середине дня отплыли.

6-й день – Ленская труба и Верхоянские горы

В середине дня прибыли в п. Кюсюр.  Прогулялись по поселку, в клубе – концерт самодеятельности. Поселок маленький, но есть школа. Люди, которые нас встречали – замечательные и в Жиганске, и в Кюсюре.  Но живется им там, за Полярным кругом,  судя по всему, очень не просто.
В поселке были часа три, потом – отход теплохода.
Ближе к вечеру теплоход вошел в Ленскую трубу – это самый узкий  кусок русла Лены (ширина около 2 км) перед дельтой, зажатый скалами с обеих сторон (Верхоянские горы: https://geosfera.org/aziya/russia-aziya/1262-verhoyanskiy-hrebet.html). По  этой трубе мы шли часов 8. Почти до утра. Именно здесь были самые сильные ветер, волна, туман  и холод. Для теплохода самое опасное место. Он плоскодонный – осадка всего 170 см  или 160, не помню.  Красота безумная! Ночью легли спать очень поздно – часа в 3, не могли оторваться от красоты и действительно арктической картинки. Да, в этот вечер нас кормили в ресторане строганиной. Очень вкусно и красиво  - красавец повар у нас на глазах строгал огромную рыбу (наверное, чир или нельма).
Ресторан – это отдельная песня. Я нигде никогда не ела настолько вкусную  еду. Разве что можно сравнить с Норвегией.   Каждый день и утром, и в обед, и вечером блюда из шикарной северной рыбы, оленины, жеребятины ну и, конечно, из традиционного мяса. Например, нельма в устричном соусе. Ну и, конечно, каждый завтрак - красная икра – ешь, сколько хочешь.

7-й день - Тикси

Наконец, мы в самой северной точке нашего путешествия. Утром вошли в бухту Неелово. Пограничный контроль, так как мы на границе – Северный ледовитый океан, море Лаптевых. Нас удалось выгрузить на берег, хотя теплоход повредил себе борт – волна и в жутком состоянии причал. Нас погрузили на автобусы и повезли в поселок Тикси, который тоже на берегу, но бухту Тикси отделяет от бухты Неелово полуостров, обходить который по воде нам было нельзя – наш теплоход не предназначен для морских прогулок, только может по реке двигаться. В сам Тикси нас не пустили из-за коронавируса, но показали с сопки. Потом отвезли в тундру, там устроили мини-пикник (рыба разная соленая, сушеная оленина и др.) и  мини-концерт. Очень холодно, но интересно. Из Тикси, кстати, чуть ли не каждый день летают самолеты в Москву.
Да, забыла – несколько смельчаков искупались в море. Вода +4 градуса, воздух +10, но мы почему-то так мерзли! Наверное, потому что рядом с холодным морем.
Мы познакомились с девушками в белых одеждах, которые изображали стерхов. (Википедия: Стерх, или бе́лый жура́вль - вид журавлей, живущих на северных территориях России. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в международные списки Красной книги Международного союза охраны природы и Красной книги России). Стерх – символ Якутии. Он считается общепринятым олицетворением красоты у местных народов. Это самая популярная и любимая птица якутского народа, про которую сложено множество легенд, песен, стихов, созданы различные произведения народного и профессионального искусства.
Потом мы поехали  грузиться на теплоход, но ничего не вышло. Поднялся ветер, волна, и он не мог подойти к причалу. Мы часа два ждали буксир и с его помощью благополучно оказались на теплоходе. Начался путь назад.

8-й день – Рыболовецкая артель на острове Тит-Ары

Высадка на остров Тит-Ары. На острове с апреля по октябрь работает и живет рыболовецкая артель. Постоянных жителей нет.  Коммерческое частное предприятие – человек 15. Ловят элитную рыбу, замораживают ее шоковой заморозкой(!). Все оборудование у них есть и, естественно, ледник под землей, где круглый год лед. Рыбу раз в неделю отправляют в Москву в рестораны и частным заказчикам. Нас водили в ледник – очень интересно. Пол, стены, потолок – все лед. И огромных размеров!
Здорово! Все люди такие замечательные, так интересно нам все показывали и рассказывали. Мы их одарили семечками, а они нас кучей рыбы, которую ресторан нам потом  приготовил.
Хозяин и командир артели зимой живет с семьей в Москве или в Краснодарском крае на море, учился в Москве, но потянуло на родину – он родился и вырос в Тикси. Очень классный мужик, «наш человек».

9-й день – В пути

Весь день мы плыли без остановок.

10-й день – День Нептуна

Пересекли Полярный круг.  Праздновали на палубе день Нептуна. Нам выдали свидетельства о пересечении Полярного круга. После обеда нас высадили на, конечно же, безлюдном острове. Ловили рыбу  (те, кто привез снасти), ресторан варил нам уху, жарил на углях осетра и свинину.  По радио объявляли – «просьба не удаляться от теплохода. Дикие звери». Зверей не видели.

11-й день – В пути

Весть день мы плыли без остановок.

12-й день – Прощальный костёр

В середине дня стоянка еще на одном острове. Просто гуляли по берегу, ничего и никого нет. Ресторан жарил шашлыки. Вечером – прощальный костер. Вся группа поддержки (артисты, чемпионка, народная рукодельница) провели якутский ритуал благословения (с танцем шамана, огнем и др.)

13-й день – Соттинцы: музей под открытым небом

В середине дня прибыли на стоянку Соттинцы – до Якутска 70 км. Это  историко-архитектурный музей под открытым небом: https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/muzei/sottincy-muzei-druzhba.html. Собраны жилища разных видов и разных времен якутские  и казаков, которые основали Якутск. Именно здесь был изначально основан Якутский острог. А потом его перенесли из-за наводнений в другое место.  Там же памятник Семёну Дежневу (https://www.rgo.ru/ru/article/podvig-do-vostrebovaniya-chto-otkryl-semyon-dezhnyov-i-pochemu-ego-otkrytie-ne-zamechali), который хаживал в этих краях, макет в натуральную величину ботика Петра Бекетова – основателя Якутска (https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/stranicy-istorii/petr-ivanovich-beketov.html).
Вечером на теплоходе прощальный вечер – капитанский коктейль. Ну и как обычно во все другие  вечера –  музыкальный концерт.

14-й  день – До свиданья, Якутия!